"Малый Пшеглёнд" первая в мире газетa, созданная детьми и для детей 

В Варшаве выходила солидная сионистская газета - польско-язычный "Наш Пшеглёнд". Редакция этого издания одобрила идею Корчака об издании еженедельного приложения под названием "Малый Пшеглёнд".

Во вступительной статье к "Малому Пшеглёнду" Януш Корчак писал: "В журнале будет освещаться всё, что касается школьников и школы. А редактироваться он будет так, чтобы не давать в обиду детей и следить, чтобы во всём была справедливость. В нём будет три редактора. Один старый (лысый и в очках), чтобы не было беспорядка. Второй - молодой для мальчиков и одна редактор - девочка - для девочек. Чтобы никто не стеснялся, открыто и громко говорил о своих обидах, заботах и огорчениях. Каждый может придти, рассказать и написать всё, что он хочет, на месте, в самой редакции".

"Малый Пшеглёнд" начал издаваться в 1926 году.

 Наш корчаковский May Przegd (Малый Пшеглёнд) имеет свои долгие традиции. С 2003 года он существует также в электронном виде. Каждый отряд, по очереди, ежедневно издаёт свою газетку ( в традиционном виде и на сайте Корчакова). Каждый день родители могут "подглядываь", что интересного произошло в лагере.  

                    ЯНУШ КОРЧАК (Генрик Гольдшмит)

                                                 

Генрик Гольдшмит (Януш Корчак) родился 22 июля 1878(79) года. Его отец Юзеф Гольдшмит был известным варшавским адвокатом, мать звали - Цецилия Гембицкая. И отец, и мать происходили из давно ассимилированных семейств. Они очень мало, практически ничего не говорили сыну о его еврейском происхождении. Генрик не знал ни иврита, ни идиша. О еврействе, о котором так мало сообщили родители, ему потом неоднократно напомнит польское общество. Генрик Гольдшмит получил солидное воспитание, он рос настоящим патриотом польского государства.

С 1898 по 1903 годы молодой Гольдшмит учился на медицинском факультете Варшавского университета.

На рубеже столетий он превращается в Януша Корчака, автора многих замечательных произведений:

"Дети улицы" (1901)

"Дитя гостиной" (1906)

"Моськи, Иоськи и Срули" (1910)

"Король Матиуш I" (1923)

"Исповедь мотылька" (1914)

"Как любить ребёнка" (1914)

"Право ребёнка на уважение" (1929) и др.

В 1903 году Корчак начинает врачебную практику в небольшой детской больнице Варшавы. Во время Русско-японской войны 1904-05 - он работает военным врачом.

В 1907 году во время каникул он отправляется воспитателем в детский лагерь.

Фактически с начала 10-х годов XX столетия он работает в приюте для еврейских сирот, который с 1911 года переезжает в большое трёхэтажное здание. С этим Домом сирот он был связан до конца жизни.

Корчак готовит для польского радио цикл передач "Беседы старого доктора", читает лекции в Свободном Польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, работает в суде для малолетних преступников, а с 1934 года - становится не сионистским представителем Польши в Международной еврейской организации.

Первого сентября 1939 года началась Вторая Мировая война. Польское независимое государство прекратило своё существование. Вскоре фашисты организовали в Варшаве и других польских городах гетто.

В 1940 году Дом сирот переселяется в Варшавское гетто. На территории Польши начинается планомерное уничтожение еврейского населения

5 августа 1942 года от запасного пути Гданьского вокзала, от сборного пункта (Умшлагплац) отправился очередной состав в лагерь смерти Треблинка. В нём были дети, воспитанники Дома сирот, а с ними Януш Корчак. Дети шли с зелёным флагом - символом расцвета, надежды, роста. Это был немой, великий протест против чумы фашизма. Мы до сих пор не знаем — и никогда не узнаем, — что Старый Доктор говорил своим детям в этот день. С какими словами одевал самых маленьких, что говорил старшим? Сказал ли он им правду? Вся педагогика Старого Доктора — педагогика, сохранившаяся в его книгах, — построена на том, чтобы не врать ребенку и общаться с ним не как с низшим, а как с равным. Скорее всего, он не обманывал детей и в этот раз. Наверное, он поддерживал их не столько словами, сколько собственной уверенностью и спокойствием. Марш Дома Сирот к вагонам в Треблинку проходил в полном порядке. По одним воспоминаниям Корчак вел за руки двоих детей, а по другим одного ребенка нес на руках, а другого вел за руку. Дети  шли рядами по четыре, шли спокойно, ни один не плакал. Это видело множество людей, часть из них остались живы и оставили воспоминания. Комендант Умшлагплатца, привыкший к сценам ужаса и отчаяния, закричал в остолбенении: «Что это такое?». Есть свидетельства, что при погрузке в вагоны немцы предлагали Старому Доктору остаться в Варшаве и не ехать в Треблинку. Немецкий офицер на Умшлагплац, читавший "Банкротство юного Джека" и узнавший автора, предлагал спасение. Великий Януш Корчак ответил: "Вы ошибаетесь. Дети прежде всего!". Дверь захлопнулась. 

Доктор Януш Корчак и дети Дома сирот погибли в лагере смерти Треблинка.

Но...

"Они живы - Старый Доктор, дети. Их не взял огонь - отступился…. Дети живы.… И Пан Доктор жив. Ходят по сёлам. Где добрый человек живёт - в дверь постучатся.… А если злой живёт - не стучатся …" - так говорили варшавяне....

                                             
Hosted by uCoz